Люди и деньги. Вопросы про деньги

Рейтинг самых честных бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер! Лучший брокер бинарных опционов за этот год!
    Идеальный вариант для начинающих — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Викторина «Что Вы знаете об истории денег?»

Что Вы знаете об истории денег?

Разработчик: Латышева Н.Л.

Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. Все экономические процессы и их финансовый анализ основаны на применении денег. Для экономики и философии деньги подобны квадратуре круга в геометрии, как выразился еще 1857 году английский экономист В. Джевонс.

1. Что из перечисленного можно отнести к денежному товару:

Правильный ответ: в

Комментарий: Деньги явились результатом исторического развития обмена.

Первоначально обмен носил случайный характер, один продукт непосредственно обменивался на другой. С развитием производства производилось все больше товаров, и появилась возможность сравнивать не с одним товаром, а со многими. В дальнейшем выделился один товар, на который обменивались все остальные – денежный товар. В нем выражалась стоимость всех товаров.

ТОП лучших брокеров для торговли бинарными опционами:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер! Лучший брокер бинарных опционов за этот год!
    Идеальный вариант для начинающих — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Заберите свой бонус за регистрацию:

В качестве денежного товара у разных народов могли выступать самые разные вещи: ракушки, мех пушных зверей, каменные диски и т.д. В течение нескольких столетий у многих народов роль денег играл крупный рогатый скот. На Руси, например, казна называлась скотницей, а казначей – скотником.

2. Особенно известны в качестве первых денег раковины каури. На Руси их называли:

Правильный ответ: г

Комментарий: В древности распространение раковинных денег было очень велико. Этнографы насчитывают более 150 видов раковин, игравших роль денег. При раскопках в Новгороде и Пскове в захоронениях часто находят раковины каури, которые на Руси называли ужовками или змеиными головками. Они имели большое значение в так называемый безмонетный период (12 – 14 вв.).

3. Знаменитый русский путешественник Н.М. Пржевальский, побывавший в Монголии, рассказывал, что всякий желающий купить что-нибудь на базаре, должен был тащить с собой мешок с:

Правильный ответ: б

Комментарий: В старой Монголии, Китае и Бирме до 20 века деньгами служил «кирпичный» чай. «Кирпичи» представляли собой пропитанную телячьей кровью, спрессованную и высушенную в печи смесь листьев чая и некоторых других растений. Вес каждого кирпича составлял почти полтора килограмма.

4. Монеты впервые появились:

в Древней Лидии

в Древней Греции

Правильный ответ: а

Комментарий: До сих пор идут споры, где была изготовлена первая монета. Часть исследователей считает, что чеканка монет началась на греческом острове Эгине, во владениях аргосского царя Фейдона. Называют и время: вскоре после восьмой олимпиады. Древние греки вели летоисчисление по спортивным олимпийским играм, которые устраивались каждые четыре года в городе Олимпия. Первая Олимпиада состоялась в 776 году, а восьмая – в 748 году до н.э.

Другие говорят, что первыми стали чеканить монету лидийцы. Могущественное рабовладельческое государство Лидия существовало в западной части Малой Азии задолго до нашей эры. Оно возникло после падения Хеттского царства. Великий историк Древней Греции Геродот в своей «Истории» пишет: «Первыми из людей они лидийцы стали чеканить монету и впервые занялись мелочной торговлей». Первая чеканная монета называлась «статер» с изображением льва – геральдического символа города Сарды, столицы Лидии. Вслед за лидийскими появились эгинские статеры с изображением морской черепахи.

Статер с черепахой

5. Слово «монета» происходит от латинского «moneta», связанного с:

названием меры веса

названием места происхождения

Правильный ответ: б

Комментарий: Не многим известно, что слово «монета» происходит от латинского глагола «советовать». Византийский историк Свида (X в.) объяснил, как и когда это слово перешло к названию чеканных денег. Римляне, воюя с Пирром и не имея средств для ведения войны, обратились за помощью к богине Юноне. Оракул Юноны ответил, что у них всегда будет достаток в деньгах, если начатая война носит справедливый характер. После удачного окончания войны римляне стали почитать Юнону-Монету, иначе говоря, Юнону-Советчицу, а сенат издал декрет, чтобы все деньги чеканились в храме Юноны как советчицы и помощницы в денежных затруднениях.

Богиня Юнона в Др. Риме

6. Известно выражение «внести свою лепту». Лепта – мелкая медная монета:

Правильный ответ: а

Комментарий: Различают два типа греческих монетных систем: основанные на статере – «золотые» монетные системы и на драхме – «серебряные». Кроме золотых и серебряных монет в Древней Греции чеканились медные халк и лепта. Лепта – сотая часть драхмы, являлась мелкой разменной монетой. Слово лепта  множественное число от «лептон», дословно – «без кожуры», т.е. «тонкий, маленький». Отсюда и выражение «внести свою лепту», т.е. принять посильное участие.

7. В какой стране металлические деньги имели форму орудий труда:

Правильный ответ: а

Комментарий: Сами китайцы возводят происхождение своей денежной системы к временам легендарного царства Ся. Тогда, 4 тыс. лет назад, главным занятием жителей долины Хуанхэ было скотоводство и единицами обмена выступали быки и овцы. Затем – раковины каури. С зарождением металлургии в 11 в. до н.э. деньги стали делать из меди или бронзы, а в 9 веке до н.э. единое китайское государство раскололось на множество сражающихся царств, каждое из которых выпускало собственные деньги. Так, в царстве Цинь деньги были в форме мотыги, в Янь и Ци – в форме ножа, в царстве Чжен расплачивались маленькими серебряными лопаточками.

Монета-лопата и монета-мотыга

8. В Древней Греции наибольшая весовая и денежная единица, не имевшая монетной формы и в переводе означавшая «вес», называлась:

Правильный ответ: г

Комментарий: На первом этапе развития монетных систем номинальная нарицательная стоимость денег определялась массой ценного металла, заключенного в монете. Из глубины веков до нас дошло слово «талант». С греческого и латинского оно переводится как «вес». Именно такое название носила в Древней Элладе в 14 веке до н.э. наибольшая весовая и денежная единица, не имевшая, правда, монетной формы. Талант представлял собой металлическую плиту весом 52 кг. Он имел вид растянутой бычьей кожи и приравнивался по эквиваленту обмена к стаду быков. В настоящее время «талант» — единица веса в Греции, равная 150 кг.

Талант, металлическая плита весом 52 кг

9. Какая из денежных единиц Древней Руси не имела монетной формы:

Правильный ответ: г

Комментарий: Гривна  ожерелье из златников и серебряников (монет 11 века). Носили его, естественно, на шее, которая называлась гривой. За ожерелье (гривну) давали брусок серебра весом полфунта. С тех пор гривна стала мерой веса, а затем и денежно-счетной единицей, не имевшей, правда, монетной формы. Она представляла собой слиток серебра и использовалась в крупных торговых сделках. Чтобы уплатить часть гривны, е нужно было разрубить. Отсюда и пошло название «рубль», т.е. обрубок гривны.

10. Какой князь велел отчеканить первые русские деньги:

Правильный ответ: в

Комментарий: В конце 10 века киевский князь Владимир велел отчеканить первые русские деньги, на которых было написано: «Владимир на столе, а се его серебро». Златники и серебряники киевского периода были технически лучше выполнены, чем средневековые европейские монеты, однако чеканились в ограниченном количестве.

Период монголо-татарского ига вошел в историю нашей страны как «безмонетный». Только во второй половине 14 века вскоре после Куликовской битвы снова стали чеканиться русские монеты.

Серебряник Ярослава Мудрого

11. Слово «деньги» пришло к нам из:

Правильный ответ: б

Комментарий: После битвы на Калке (1224 г.) и завоевания Руси татарами, последние ввели свою чеканку монет. При восстановлении собственной чеканки в основу русской системы была положена татарская весовая монетная система, да и все технические термины были заимствованы их татарского.

«Танга» или «теньга», говорили татары, потряхивая серебром. «Денга» (без мягкого знака!) – так именовалась в 15 веке древнерусская монета. В 18 веке слово несколько осовременили и стали писать «деньга». Множественное число от «деньга» деньги – стало со временем понятием собирательным. Однако это не единственное собирательное понятие.

Слово «грош» произошло от латинского «гросус» — большой. Впервые монету с таким названием отчеканили в 12 веке в ряде европейских стран. В России в 1654 году появился медный грош, приравненный к двум копейкам. Через 200 лет грошем стали называть деньгу. Постепенно слово «гро/ши» стало синонимом слова деньги, а «гроши/» означает крайне малую сумму наличности.

12. «Полушкой» называлась русская монета, равная половине:

Правильный ответ: г

Комментарий: В московском государстве выпускали сверхмаленькую монетку – полушку (половину деньги, или четверть копейки), заменявшую в обращении пол-уха куницы. Весила она ничтожно мало – 0,17 г, а впоследствии «похудела» до 0,12 грамма! По размеру ее превосходит даже ноготок на мизинце ребенка. Для изображения всадника с копьем, как на копейке, на ней места явно не хватало, поэтому вместо всадника чеканили простенькую птичку – голубя.

Серебряные копейка и полушка Ивана Грозного

13. Почти в каждом языке денежные знаки, помимо официальных названий, имеют и народные прозвища. Каким из прозвищ именовались серебряные талеры, из которых на Руси изготавливали свои монеты:

Правильный ответ: в

Комментарий: На территории нашего государства в середине 17 века еще не разрабатывались месторождения серебра, поэтому на монетных дворах переплавляли серебряную посуду и другую утварь, а также иностранные монеты: марки, гроши, талеры. С талеров иногда снимали изображение и чеканили свой рисунок. Но в таких рублях было меньше серебра (на 64 копейки вместо ста), поэтому население не хотело их брать. Поэтому позже стали прямо на старое изображение ставить новое клеймо. В народе такие рубли получили название «ефимки с признаками».

Лобанчиками именовали в России иностранные золотые монеты с изображениями заморских государей. Поясняя это слово, В.И. Даль писал: «Лобанчик, французский золотой, на котором изображена голова». Арапчиками звали у нас голландские дукаты, на которых изображался некто в латах, признанный русскими за арапа.

Талеры, клейменые штампом московской копейки с изображением всадника и штампом 1655 г.

14. Первые бумажные деньги появились:

в Китае в 10 веке

в США в 17 веке

в Европе в 17 веке

в России в 18 веке

Правильный ответ: а

Комментарий: Привычные бумажные деньги, вопреки представлению многих, имеют давнюю историю. Они произошли от расписок ростовщиков о заложенном у них серебре. Впервые такие расписки появились в Китае в 7 веке. Подобные векселя разрешалось использовать и как платежное средство, и для внесения налогов в казну. В 10 веке возникли и настоящие бумажные деньги. В начале их изготовляли частные банки. В 14 веке, при хане Хубилае – основателе династии Юань, монополией на купюры завладело государство.

Таким образом, первые банкноты появились в Китае в 10 в., в Европе и Америке – в 17 в., а в России – при Екатерине II в 1769 году, после двух неудачных попыток – при Елизавете Петровне и Петре III.

Первые бумажные банкноты Китая

15. Деньги, у которых номинальная стоимость выше реальной, называются:

Правильный ответ: в

Комментарий: Первоначально монета стоила столько, сколько стоило золото, из которого она была сделана. Именно наличие у металлических денег внутренней стоимости обеспечивало их общепризнанность. Такие деньги имели товарную природу и обладали собственной стоимостью, поэтому назывались полноценными.

Первые шаги на пути замены полноценных денег неполноценными (знаками стоимости) торговля сделала, начав принимать стершиеся в обращении монеты. Постепенно вес монеты перестал волновать продавца и покупателя. Главным стал номинал, обозначенный при чеканке. Вторым шагом стал выпуск монет из дешевых металлов.

Различают следующие виды неполноценных денег: банкноты ЦБ, монеты, казначейские билеты, средства на счетах до востребования в банках, чеки, векселя, электронные деньги.

16. В какой стране были выпущены банкноты самого крупного номинала в истории денежного обращения:

Правильный ответ: б

Комментарий: Банкноты крупного номинала на протяжении бумажно-денежной истории человечества встречались довольно часто, чего не скажешь о монетах большого достоинства. Одной из причин тому была дешевизна изготовления купюр, ведь проще напечатать кучу миллионных банкнот, часто не подкрепленных твердой валютой, чем отчеканить кучу миллионных монет, имеющих внутреннюю стоимость. Антирекордсменом по уровню инфляции — из-за которой, собственно, и начинается неконтролируемый выпуск банкнот — в 1945–1946 гг. стала Венгрия. Цены ежедневно поднимались в 5 раз. Очередные гиперинфляционные деньги носили номинал от 10 тыс. билпенгё до 100 миллионов билпенгё (B-pengo, биллион пенгё). В хранилищах государственного банка уже лежала подготовленная к выпуску купюра в 1 млн. трлн. пенгё, или секстиллион пенгё, которой не суждено было выйти в оборот, но суждено было стать самой большой в мире купюрой по номиналу.

Самая крупная в мире купюра достоинством в миллиард триллионов или секстиллион пенгё, Венгрия, 1946 г.

17. На территории какого современного государства, кроме Китая, деньги печатали на шелке:

Правильный ответ: г

Комментарий: Куски шелка еще в глубокой древности использовались в качестве средств платежа. В средневековье китайцы начали печатать денежные знаки на шелковой материи. Их производство продолжалось до ХХ в. В начале ХХ в. денежные знаки на шелке выпускались на территории Узбекистана – в Хорезме. В период гражданской войны экономика находилась в критическом состоянии, пригодной для ассигнаций бумаги не хватало, и местные правители догадались печатать деньги на шелке местного производства.

Несмотря на несовершенство внешнего вида, шелковые деньги завоевали популярность у населения. Когда по постановлению Ташкентской экономической конференции в марте 1923 г. было объявлено об обмене шелковых денежных знаков на бумажные, ни одна из шелковых ассигнаций к обмену предъявлена не была. Владельцы оставили эти деньги себе на память. Еще в 40-е – 60-е гг. ХХ в. можно было увидеть в некоторых домах даже лоскутные одеяла, сшитые из описанных шелковых денежных знаков.

Хорезмские шелковые деньги

18. «Водяные знаки» для защиты бумажных денег от подделок в России впервые стали использоваться:

Правильный ответ: б

Комментарий: Деньги всегда старались защитить от подделок. Первые водяные знаки на почтовых марках, денежных бумагах и государственных документах появились в Италии. К сетчатому дну отливных форм для бумаги прикрепляли узорчатые фигуры из тонкой проволоки. В России бумага с водяными знаками появилась намного позже – только в конце XVII века, а к середине XVIII данную технологию начинают применять в качестве главной защиты напечатанной бумаги от подделки. Первые в России бумажные ассигнации имели «водяные знаки». Вначале они представляли собой изображение герба и слова «гербовая бумага».

Первая российская ассигнация, 1769 г.

19. Монеты какого номинала никогда не было в СССР:

Правильный ответ: в

Комментарий: В СССР в регулярном обращении находились монеты достоинством в ½ копейки (в 1920-е годы), в 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20 и 50 копеек, 1 рубль. С 1960-х годов выпускались также памятные и юбилейные монеты различных номиналов.

Монеты СССР 20-х гг.

20. В Древнем мире считалось, что свободный гражданин отличается от раба тем, что он не должен:

платить проценты по кредиту

Правильный ответ: а

Комментарий: В Древнем мире происходило серьёзное противостояние налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается от раба тем, что не должен платить налогов. Личные налоги воспринимались свободными гражданами как унизительные. Не желали признавать они и налоги с имущества. Афиняне согласны были вносить добровольные пожертвования, дань же они предпочитали собирать с побеждённых врагов, а так же с их союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то советом или народным собранием города устанавливалось процентное отчисление доходов.

Деньги мира / ред. группа: О. Елисеева, Т. Евсеева и др. – М. : Мир энциклопедий Авента+, 2007, — 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).

Орлов А.П. Монеты. Путеводитель начинающего коллекционера: — Мн. : Минская фабрика цветной печати, 2007. – 168 с. : ил.

Деньги и денежное обращение: учеб. пособие / Н.Г. Щеголева, А.И.Васильев. – М. : Маркет ДС, 2007. – 144 с.

Мухина Е.А. Люди и деньги: О роли денег в мировой истории. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 96 с. – (Школа бизнеса).

Щелоков А.А. Свидетели истории. – М. : Мол. гвардия, 1987. – 191 с., ил. – (Эври-ка).

Десять детских вопросов о деньгах

Ищем ответы на самые типичные вопросы, которыми дети ставят нас в тупик.

1. Какая у вас зарплата?

Начиная с определенного возраста детей явно волнует количество денег в семье. Из соображений безопасности лучше выбрать обтекаемую формулировку — зарплата достойная, конкурентоспособная, высокая или средняя. Лучше не впадать в крайности в описании дохода семьи. Во-первых, излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей, для их самооценки. Во-вторых, если родители похваляются высоким доходом, считая его своим главным достижением, то нередко ребенок в такой семье начинает вести себя высокомерно, хвалясь перед сверстниками толщиной родительского кошелька.

Желательно включать ребенка в обсуждение семейных трат. Если ребенок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Мнение, что ребенок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несет, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может, — ошибочное. Разумный подход — по мере взросления ребенка вводить его в курс экономической жизни семьи. Кроме того, чтобы представлять себе семейные доходы, ребенок должен знать и о семейных расходах, поэтому обсуждайте при нем, сколько стоят коммунальные услуги, продукты, одежда, образование.

2. Почему вы так мало зарабатываете, а родители моих друзей получают больше?

Несмотря на прямолинейность и некорректность этого вопроса, ответить на него надо обязательно. С одной стороны, приведите ребенку в пример семьи с более низким доходом — наверняка в вашем или его окружении найдутся такие семьи. С другой стороны, в детях нужно воспитывать отношение к деньгам как к средству, а не как к цели. Поэтому в семье должны наряду с материальными ценностями культивироваться нематериальные. Всем понятно, что деньги — это благополучие. Но за деньги нельзя купить счастья. Расскажите о том, что есть моменты в жизни людей, которые не стоят ничего с точки зрения их материальной ценности, но необходимы любому человеку: тепло, любовь, забота, проведенное вместе время. Объясняйте это вашему ребенку, приводя примеры не только вашей, но и других семей.

3. Почему вы не даете мне денег на карманные расходы, ведь я уже взрослый?

Ответ на этот вопрос является частью другого, более общего: а нужно ли вообще давать детям деньги? Ответ очевиден, как и ответ на вопрос: может ли ребенок научиться ездить на велосипеде без велосипеда? По мнению Галины Кузнецовой, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры педагогики МПГУ, уже в детском возрасте ребенок обязательно должен приобщаться к умению планировать доходы и расходы. Если его этому не научить в детстве, то во взрослой жизни ему придется сложно. Есть много житейских примеров, когда молодые семьи нерационально планируют свой бюджет, задаваясь вечным вопросом: куда потрачены деньги, когда самое нужное не куплено? Наш опыт обращения с деньгами формирует нас. Поэтому чем раньше ребенок научится правильно распоряжаться деньгами, тем быстрее он сформируется как личность.

Начните с самого простого, можно еще до того, как ребенок научился считать. Дайте возможность ребенку самому платить за покупки, затем самому выбирать и расплачиваться.

А когда ребенок станет постарше, можно поручить ему самостоятельно ходить в магазин за продуктами. Однозначно то, что у ребенка должны быть свои собственные деньги — с того момента, когда у него появляются регулярные траты (чаще всего это совпадает с началом учебы в школе).

4. Моим друзьям их родители дают по тысяче рублей в день, а вы всего по сто. Я чувствую себя рядом с ними нищим. Вы что, не можете дать мне больше?

Имейте в виду, что, ссылаясь на семью друга или подруги, ваш ребенок может преувеличивать величину их карманных денег. Это известный прием для выклянчивая «прибавки».

Сколько давать денег? Рекомендации просты: ребенку должно хватать на нужды в школе, однако не должно быть заметно больше или меньше, чем у других детей. Обсудите и вместе рассчитайте эту сумму, учитывая доходы семьи и потребности ребенка. Первокласснику лучше выдавать ежедневно, а по мере взросления увеличивайте сроки — еженедельно, ежемесячно. Так ребенок постепенно привыкнет распределять свои расходы. Но сумма должна быть фиксированной! Если ребенок обвиняет вас, ни в коем случае не допускайте извинительной интонации, не допускайте эмоционального шантажа.

Кстати, хорошим показателем того, насколько адекватно ваш ребенок относится к получаемым от родителей деньгам, является тот факт, откладывает ли он какую-то часть средств на подарки близким.

5. Если это мои деньги, почему тогда вы ругаете меня за то, что я потратил их на вещь, которую считаю нужной?

Даже если вы сильно возмущены тем, что ребенок на все сбережения купил себе невероятного розового слона или очередную компьютерную игрушку, уважайте его выбор. Даже если эта вещь вам покажется совершенно не нужной. Он сам волен распоряжаться выделенными ему средствами. Представьте ситуацию: вам подарили деньги, а потом потребовали отчитаться, на что вы их потратили. Вряд ли вам это бы понравилось. А ведь именно так вы поступаете с ребенком.

Как тогда научить ребенка делать правильный выбор? Нужно говорить с ним о ценности и полезности любой вещи. Объясните ребенку, что можно было бы купить еще на эти деньги. Сравнивайте, но не осуждайте за покупку, привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества. При этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу купленного. Это не будет рассматриваться как упрек, а скорее, как мнение члена семьи.

Однако родителям иногда следует прислушаться и к желанию ребенка, поставить себя на его место, вернувшись ненадолго в детство. Отличный пример: в магазине девочка лет пяти умоляюще просит отца купить ей цветные камешки, говоря при этом: «Папа, они мне так нужны, так нужны, как тебе твоя машина». Комментарии здесь излишни — девочка права.

Вопрос о том, сколько давать ребенку денег, волнует родителей разных стран, в том числе и благополучных.

Для того чтобы рассчитать сумму, созданы даже веб-калькуляторы для расчета детских карманных денег. В частности, такую программу разработали специалисты финансовой системы Visa. Один из таких калькуляторов — Allowance Comparision Calculator (калькулятор сравнения карманных денег) — построен на том, что сравнивает цены сегодняшние и прошлые. Например, мама 1971 года рождения помнит, что получала 5 долларов в неделю. Примерно столько же она хочет выдавать дочери. Она заводит эту цифру в калькулятор, а тот пересчитывает на актуальные цены: получается, что дочери нужно выделять 15 долларов — на них можно купить ровно то же, что на 5 долларов 30 лет назад. Другой калькулятор – Wants vs Needs (желания и потребности) — подразумевает, что его будут вместе использовать родители и дети. В нем можно рассчитать обязательные расходы (обеды в школе, одежда и т. д.) и дополнительные траты (игрушки, фильмы, музыка, подарки). В России пошли еще дальше — разрабатывается общенациональная программа финансовой грамотности, начинаться которая будет уже в школе.

6. Не буду мыть посуду просто так — моим друзьям родители за это платят отдельно!

Даже если вместо пресловутой посуды фигурирует уборка в комнате или поведение, большинство родителей считает, что не стоит премировать ребенка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. Поэтому правильный ответ на этот провокационный вопрос следующий: «Выполнение домашних обязанностей подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наш общий дом, и мы трудимся на себя и для себя, чтобы всем было хорошо».

Учтите, платить за помощь по хозяйству нельзя ни в коем случае. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наемный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. Есть примеры, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам — к вымоганию денег за любое движение. При этом у детей формируется потребительское отношение к родителям.

В то же время поощрение за хорошую учебу вполне допустимо, ведь это поощрение за реальный, конкретный труд, за успешно выполненную работу. К тому же учеба сейчас — совсем не простое дело. Но поощрять детей лучше подарками и развлечениями, а не деньгами. Иначе у ребенка может сложиться впечатление, что он учится не для себя, а для других.

7. Могу я в школе решить однокласснику задачу за деньги? Если я это умею, а он нет, это мой способ заработать деньги! Вы ведь тоже продаете свои умения на работе.

Этот вопрос весьма щекотливый. Если ответить на него положительно, это вполне может привести к убеждению, что при необходимости можно купить, к примеру, перевод по английскому у другого товарища, так как у самого не получается.

Поэтому объясните ребенку, что учеба в школе не предполагает товарно-денежного обмена. Это накопление собственного интеллектуального капитала, на основе которого будет построено успешное будущее. Так что гораздо эффективнее потрудиться над тем же переводом самому, чем, заплатив немного сейчас, потерять многое в будущем.

8. Хочу сам заработать деньги, но зарплата курьера или официанта слишком маленькая.

Сама формулировка может служить учебным пособием для разговора о ценности знаний вообще и хорошего образования, в частности. Приступив к поискам реальной работы, ребенок на практике убеждается: если ты мало что умеешь делать, и у тебя нет диплома о высшем образовании, то выбор работы для тебя весьма ограничен.

Чтобы ваши сын или дочь не разочаровались в результатах оплаты своего труда, а наоборот, почувствовали зависимость затраченных усилий и полученных за это денег, посоветуйте найти сдельную работу, где оплата зависит от количества рабочего времени или объема выполненной работы.

9. Если я заработал деньги, могу ли потратить их куда захочу? Ведь они — мои.

Если ваш ребенок заработал летом деньги и ничего не купил своим родителям, а израсходовал все только на себя, это уже сигнал тревоги. Постарайтесь объяснить ему с помощью простых примеров, в чем он не прав. Папа работает? Да. Он зарабатывает деньги? Да. Он приносит их домой и тратит на всех членов семьи? Да. То же самое делает мама. И ребенок увидит, как отличается его поведение от поступков папы или мамы.

Если ваш ребенок заработал сравнительно крупную сумму, надо вместе подумать, на что ее истратить. Только не покушайтесь при этом на все деньги, не старайтесь изъять их и вложить в семейный бюджет. Дайте ребенку почувствовать и сладость честно заработанных денег.

7 детских вопросов про деньги и экономику, которые поставят в тупик даже взрослых

Если на вопрос «Почему трава зелёная?» худо-бедно может ответить любой родитель, который учил биологию в школе, то в экономике и потреблении разбирается гораздо меньше людей. В книге «Почему бриллианты дороже воды? И ещё 47 вопросов об экономике», которая этой осенью выйдет в издательстве «Розовый жираф», есть ответы на все главные вопросы, которые могут заинтересовать ребёнка.

1. Почему нельзя приказать ценам не расти?

Потому что ничего хорошего из этого не выйдет. Законы экономики похожи на законы природы — их можно использовать в своих интересах, но невозможно изменить. Если вода в ванне вот-вот перельется через край, мы же не будем приказывать ей остановиться, а просто закроем кран или вытащим затычку. Так и цены растут не сами по себе, а по определённым причинам, о которых нельзя забывать.

Что будет, если всё-таки попробовать приказать? Например, если правительство захочет остановить рост цены на колбасу и установит максимальную цену, дороже которой продавать её будет незаконно?

Представим, что количество колбасы, которую хотят купить покупатели, равно количеству колбасы, которое согласны продать продавцы при цене 250 рублей за килограмм. А правительство берёт и запрещает продавать колбасу дороже 200 рублей за килограмм. В этом случае к уже существующим покупателям добавятся новые, для которых прежняя цена была слишком высокой, и спрос на колбасу вырастет. Но в то же время колбасы станет меньше — с рынка уйдут те продавцы, для которых новая цена оказалась слишком низкой.

Всем желающим колбасы теперь не хватит, и они начнут соревноваться друг с другом: выстраиваться в длинные очереди, покупать её по более высокой цене на черном рынке (у продавцов, которые скрывают свою деятельность от государства) и прибегать к прочим ухищрениям, чтобы добыть то, что раньше можно было просто купить в магазине за 250 рублей. Цена 200 рублей, установленная правительством, превратится в видимость. К ней нужно будет добавить стоимость времени, проведенного в очереди, или то, сколько придётся заплатить за место в ней (некоторые люди будут стоять в очереди специально, чтобы, отстояв почти всю, потом продать своё место).

Если учесть все расходы покупателя, получится, что колбаса для него не подешевела, а даже подорожала

Рыночная цена — при которой количество товара, которое хотят купить покупатели, равно количеству товара, которое хотят продать продавцы — помогает определить, кому достанется товар. Прежде всего тем, кто согласен эту цену заплатить.

Рыночная цена также помогает производителям понять, чего хотят покупатели. Если, например, в моду войдут блестящие кроссовки, покупатели начнут за них соревноваться, цена на блестящие кроссовки поднимется и предприниматели начнут производить больше именно такой обуви. Если же правительство запретит цене свободно двигаться, оно лишит продавцов и покупателей важного сигнала. В результате ресурсы общества будут тратиться на производство не того, чего хотят покупатели, а товары доставаться не тем, кому они больше всего нужны.

2. Спасём ли мы деревья, экономя на бумаге?

Бумага делается из деревьев. Это известно всем. Бедные деревья вырубаются, чтобы нам было на чем писать и рисовать. А ещё мы часто не экономим бумагу — вспомните, наверняка и вы выбрасывали тетрадку или блокнот, исписанные лишь наполовину, в мусорное ведро. Хорошо ли это? И, может, нам надо спасать деревья? Стараться использовать бумагу как можно меньше: писать в компьютере, на планшете или на грифельной доске, — и так нам удастся уберечь деревья от гибели?

К этому призывают многие экологи — и звучит их призыв вроде бы убедительно. Но, увы, на самом деле этот план спасения обречён на провал по очень простой причине: деревья, из которых делают бумагу, не растут сами по себе в диком лесу. Люди специально выращивают и охраняют их для своих нужд, так же как, например, яблони или коров. Что произойдёт с яблонями, если мы вдруг перестанем есть яблоки, или с коровами, если разлюбим молоко? И яблонь, и коров станет намного меньше, потому что фермеры больше не будут за ними ухаживать, а начнут заниматься тем, что всё ещё нужно людям, например сажать картошку. То же произойдёт и с деревьями, которые выращиваются специально для производства бумаги, если мы от неё откажемся.

Вот какой парадокс: мы перестанем писать в тетрадках и рисовать в альбомах, чтобы деревьев стало больше, а от этого, наоборот, их число уменьшится

В лучшем случае за ними перестанут ухаживать, а в худшем срубят, чтобы использовать землю для пастбищ, пашен или строительства.

Так что же делать, если мы хотим сохранить деревья на планете? Это непростой вопрос. Например, можно превратить кислород в товар — мы же знаем, что деревья вырабатывают кислород, а кислород необходим всем нам, чтобы жить — и платить предпринимателям за то, чтобы они специально для этого растили и охраняли деревья.

Какие бы ещё придумать способы, чтобы люди зарабатывали деньги, не срубая, а сохраняя деревья? Может, какие-то идеи придут в голову и вам?

3. Почему билеты в Эрмитаж для российских граждан дешевле, чем для иностранцев, а билеты на самолёт для детей дешевле, чем для взрослых?

Представьте, что вы взрослый и собрались сходить в петербургский музей, например Эрмитаж. Во сколько вам обойдётся билет? Оказывается, это зависит от того, какое у вас гражданство. Если вы гражданин России или Беларуси, вам надо будет заплатить 400 рублей, а если других стран — 700, почти в два раза больше.

Откуда взялась такая несправедливость? Многие иностранцы ей удивляются — даже те, кто считает нормальным, например, что авиакомпании продают билеты для детей значительно дешевле, чем билеты для взрослых. А между тем причина этих двух явлений одна и та же: в среднем иностранные туристы готовы больше заплатить за билет в Эрмитаж, а взрослые — за свой билет на самолёт.

Всё дело в том, что мы платим за товар или услугу столько, сколько согласны за них отдать денег

Говоря ещё точнее, не больше того, во сколько мы оцениваем пользу или удовольствие, которое нам доставит эта покупка. А как же иначе? Представьте, например, что вам предлагают купить яблоко по цене ноутбука или эскимо по цене велосипеда. Скорее всего, вы откажетесь. А если вам продают велосипед по цене эскимо? Тут, наоборот, как не согласиться! Даже если у вас уже есть велосипед… А что, если велосипед будет стоить как два эскимо или даже десять? Наверное, и это вам покажется выгодной покупкой.

Как же найти цену — велосипеда или любого другого товара, — которая устроит всех, и покупателей, и продавцов? А это именно та цена, по которой товар продается на рынке — и при которой спрос на него равен предложению. То есть когда количество велосипедов, которое хотят продать продавцы, равно количеству велосипедов, которое хотят купить покупатели.

Конечно, разные люди готовы на разное ради велосипеда, и не обязательно то, сколько они могли бы выложить за «железного коня», равняется цене, по которой тот продается: многие из тех, кто купил велосипед, скорее всего, согласились бы заплатить и больше.

Продавцы, естественно, хотят продать свой товар как можно дороже и с удовольствием повысили бы цены. Однако делают они это нечасто: мало кто сможет купить очень дорогие велосипеды, а если продавать их разным покупателям по разной цене, то начнется такая неразбериха! Если, например, продавцы предлагают велосипед бедному Васе за 10 рублей, а богатому Коле за 20, то Вася может решить подзаработать: купить его и перепродать Коле, скажем, за 15 рублей. То есть покупатели начнут соревноваться с продавцами, и продавцы в результате ничего не выиграют.

С велосипедами этот фокус не проходит, но вот для билетов в музей и на самолёт — вполне. Дело в том, что музеи и авиакомпании предоставляют услуги — а они производятся и потребляются в одно и то же время и поэтому не могут быть перепроданы другому человеку.

Российский гражданин, конечно, может попробовать перепродать свой дешёвый билет иностранцу, но иностранца с этим билетом просто не пустят в музей

Как взрослого не пустят в самолёт по детскому билету. Поэтому, когда речь идёт об услугах, продавцы могут выделить группу покупателей, которые согласны платить больше, и установить для них более высокую цену. Доходы иностранцев, приехавших в Санкт-Петербург, в среднем выше доходов русских посетителей. Поэтому Эрмитаж и продает им билеты подороже, таким образом увеличивая свою выручку.

Примерно то же самое происходит и с билетами на самолёт. Взрослые часто летают на самолёте по работе или другим важным и неотложным делам, а с детьми всё иначе. Они летают в основном, когда их везут на отдых, и если билеты будут слишком дорогими, родители могут просто передумать и поехать с детьми в другое место: если лететь в Грецию окажется не по карману, можно поехать самолётом или даже поездом, на Черное море или просто провести каникулы у бабушки в деревне. Взрослые пассажиры готовы больше платить за свои перелеты, а за детские нет — и авиакомпании этим пользуются. Такое образование цен, когда покупатели разделяются на разные группы и каждой группе предлагается своя цена, называется ценовой дискриминацией.

4. Почему не существует несправедливой цены?

Вы, может быть, слышали, как взрослые возмущаются слишком высокими ценами: «Это не должно столько стоить! Грабеж среди бела дня!» Нас что, на самом деле кто-то обкрадывает?

И есть какая-та «правильная» цена? Вовсе нет. Возмущаясь таким образом, люди просто говорят, что им бы хотелось, чтобы цены были пониже. Но если нам что-то не нравится, это ещё не значит, что речь идёт о несправедливости, а тем более грабеже. Разве кто-то кого-то принуждает? Лишает свободы выбора? Нет — торговля строится исключительно на согласии сторон. Когда вы приходите в магазин, скажем, за жвачкой и видите ценник, именно вы принимаете решение: покупать, если цена вам понравится, или не покупать, если жвачка покажется слишком дорогой.

Но откуда берутся эти самые ценники? Почему, например, мороженое, которое продается в кафе и ничем не отличается от мороженого из киоска на улице, стоит в два раза дороже? Разве это справедливо? Почему продавец должен получать от покупателя больше, чем он потратил сам? Ответ прост: а почему бы и нет? Торговец перепродает свой товар, именно чтобы заработать.

Если кто-то согласен купить мороженое дороже, чем его продают на фабрике или на улице, почему продавец должен упускать эту возможность?

Когда продавец и покупатель встречаются, продавец знает тот минимум, который хочет получить, а покупатель — тот максимум, который готов заплатить. На какой именно цене они сойдутся, зависит от того, о чем они договорятся. Конечно, хозяин кафе договаривается не с каждым посетителем отдельно, а со всеми вместе, назначая цену. А те голосуют своими деньгами: если дорогое мороженое покупает достаточно людей, опускать цену не имеет смысла. Если же нет, то её придётся снижать.

Если покупатели могут легко отказаться от мороженого — например, на улице зима и на холодное не так уж и тянет или в киоске за углом цены заметно дешевле, — позиция продавца в переговорах незавидна. Это вообще главное правило любого торга: чем проще тебе отказаться от сделки, тем выгоднее твое положение. Если владелец кафе будет продавать мороженое намного дороже того, во что оно ему обошлось, то другие продавцы смогут переманить его покупателей, слегка снизив свои цены.

Если продавцов одного и того же товара много и они конкурируют за покупателей, то его цена будет относительно низкой, или конкурентной. Если же покупатели не могут легко заменить товар одного продавца на товар другого, то им приходится соглашаться на более высокую цену. Когда у товара есть лишь один продавец, то он называется монополистом, а цена на его товар — монопольной. И, естественно, монопольная цена может быть значительно выше конкурентной, хотя опять же ни один монополист не получит с покупателя больше, чем тот согласится заплатить. Так, если вы пришли в любимое кафе и хотите съесть мороженое именно там, то вы не сможете выбирать между разными продавцами. Выбор, который у вас есть, — это либо заплатить ту цену, которая указана в меню, или же вовсе не заказывать мороженое в этом кафе.

Цена на товар зависит от того, может покупатель или нет заменить его другим или вообще от него отказаться. Чем меньше таких возможностей, тем цена выше. Продавец хочет получить за свой товар максимальную цену — и это нормально, тут нет ничего нечестного или несправедливого. Но, с другой стороны, ситуации, при которых у покупателя остается мало выбора, не всегда законны. Иногда новые продавцы не могут попасть на рынок из-за угроз старых, и это, разумеется, несправедливо, как несправедливо любое насилие. В большинстве стран такое поведение считается преступным и карается по закону.

5. Почему машины стоят в пробках?

Больше всего пробок утром и вечером, когда все едут на учебу и работу, а потом возвращаются домой. Улицы городов превращаются в гудящие, дымящие, медленно ползущие потоки машин; плохо всем, и водителям, и пешеходам. Городские власти строят новые дороги и развязки, но они тут же заполняются машинами и только увеличивают общую пробку.

Почему так происходит? Всё потому, что нет никакого механизма, который бы определял, кому, когда и сколько можно дорогами пользоваться.

Когда между разными людьми надо поделить благо — то есть что-то хорошее, полезное, нужное, — как мы решаем, кому из членов общества оно достанется? Чаще всего мы отдаем его тем, кто готов за него заплатить.

Возьмем, например, билеты на самолёт. Многие хотят слетать из Москвы в Сочи, но в самолёт сядут только те, кто купит билет. Остальные либо останутся в Москве, либо поедут в Сочи на более дешёвом поезде. А вот за то, чтобы проехать по городу на машине, как правило, платить не надо вообще. Вот все и едут когда хотят! Единственное, что может остановить водителей, — это долгие часы, которые им придётся провести в пробке. Но как только появляются новые дороги и развязки, возникает и надежда, что пробки уменьшатся, и водители снова пытаются прорваться через город в час пик. Они продолжат выезжать на машине до тех пор, пока среднее время, проведённое в пути, не сравняется с тем, которое было до строительства новых дорог. Что же получается? Пробка останется, но вот размеры её увеличатся.

А если ввести плату за использование дорог в часы пик? Ведь, если подумать, проезд по загруженной дороге похож на путешествие на поезде

Например, электричка, которая отправляется с центрального вокзала в пятницу в 19:00 и идёт час до станции Дачное, может перевезти 2000 человек. Вот так и по дороге от центра города до Дачного за это время может проехать, не встав в пробку, определённое количество машин, скажем 3000, и подсчитать это несложно. Как же выбрать из всех автомобилистов 3000 счастливчиков? Очень просто — это будут те, кто готов платить! А кто платить не захочет, могут выбрать либо другое время поездки, либо другой вид транспорта.

Это, конечно, не единственный способ борьбы с пробками. Впрочем, суть остальных тоже сводится к тому, чтобы сделать поездку на машине более дорогой, чем на других видах транспорта, и заставить некоторых водителей пересесть на метро и трамваи, ходить пешком или ездить на велосипедах. Например, часто в центре города сокращают число парковок или увеличивают за них плату. Вместе с тем, конечно же, нужно увеличивать количество и улучшать качество общественного транспорта. К чему стоять часами в пробке, пусть даже и в любимом автомобиле, если есть быстрый и удобный автобус, который домчит вас куда вам нужно?

6. Почему нефть вряд ли когда-нибудь закончится?

Да, нефть не бесконечна. Хотя ещё неизвестно, сколько её на Земле, но многие уверены, что настанет момент, когда она иссякнет. Это кажется очевидным: люди выкачивают нефть для своих нужд, а если постоянно отпивать из стакана, то рано или поздно он опустеет. Однако с экономической точки зрения всё не так. Люди добывают нефть, только пока им это выгодно, и вряд ли это будет выгодно всегда.

Нефть находится в очень разных местах: до одних добраться проще простого, до других, наоборот, очень трудно. Чем меньше будет на Земле нефти, тем сложнее будет её добывать, потому что ту нефть, которую легко доставать, выкачивают в первую очередь. Всё меньше нефти будет предлагаться на продажу — и тем большую цену захотят получить за неё продавцы.

Что в этой ситуации будут делать те, кто из-за подорожания нефти вынужден будет сократить её потребление? То же самое, что делаете вы, когда, например, у вас нет под рукой калькулятора, а арифметическую задачу решить надо: искать новый способ решения. Вы можете посчитать в уме или на бумажке, включить компьютер или запустить приложение на телефоне. А чтобы обойтись без нефти, можно использовать другие виды топлива: например, энергию ветра, воды, солнца, атомную энергию и наверняка ещё многое другое, до чего люди пока не додумались. Этот процесс идёт уже сегодня — солнечные батареи на крышах и ветряки в полях появились в основном в ответ на подорожавшие нефть и газ.

Переход на новые энергоносители происходит, конечно, не сразу, ведь надо сначала придумать новые технологии, которые сделают их удобными и дешевыми в использовании. Но когда добыча труднодоступной нефти станет слишком дорогой, её потребителям дешевле будет перейти на новые технологии. Продавцам нефти уже некому будет её продавать, и они перестанут её добывать. Так часть нефти навсегда останется в земле.

7. Почему спекулянты нужны обществу?

Кто такой спекулянт? Тот, кто покупает товар по одной цене, а продает по другой, выше, на чем и зарабатывает. Во все века и во всех обществах спекулянтов не любили: ещё бы, покупают дешево, а продают втридорога! Но они существовали и продолжат существовать, потому что на самом-то деле нужны обществу и приносят ему пользу.

Представьте себе, что из-за засухи погиб урожай хлеба. У большинства людей хлеба нет, но у некоторых, чаще всего торговцев, сохранились прошлогодние запасы, или же они могут привезти хлеб из других мест. Что происходит, если количество какого-то товара уменьшается, а количество его покупателей остается прежним? Правильно, этот товар становится дороже. Ведь если вы хотите, чтобы редкость досталась именно вам, то нужно предложить за неё больше, чем дают остальные. Именно покупатели, соревнуясь друг с другом за товар, накручивают его цену. Но, конечно же, они обвиняют в этом продавцов и называют их спекулянтами.

В чем же виноваты продавцы? Это не они организовали засуху, это не они не позаботились о запасах хлеба. Торговцы просто оказались предусмотрительнее, предприимчивее и удачливее остальных. В сытый год, когда хлеб стоил дешево, они поняли, что если не продавать его сейчас, а посмотреть, что будет дальше — вдруг хлеба станет мало и он подорожает, — то, может, они получат дополнительный доход. Благодаря их расчетам часть хлеба из сытого года «переместилась» в голодный, и он достался хоть кому-то.

Конечно, спекулянты работают не бесплатно. И булочник, и сапожник, и портной ожидают вознаграждения за свои труды. Найти, сохранить и доставить редкий товар тоже требует усилий и затрат.

Что же произойдёт, если торговцам не разрешат получать дополнительный доход, например, их заставят продавать свои запасы хлеба по прошлогодней цене или, ещё хуже, просто отнимут? Никто не захочет делать запасы и доставлять хлеб голодающим, и голодных людей будет только больше.

Засуха, отсутствие хлеба, голод — ситуации чрезвычайные, в которые попадают далеко не все. Но спекулянты работают и в спокойные времена: чаще всего они торгуют не жизненно важными, а просто редкими товарами, например билетами на хорошие спектакли. Они скупают их в театральной кассе, а потом перепродают, причём намного дороже изначальной цены.

Почему так происходит? В основном потому, что театры продают билеты по цене ниже рыночной — то есть ниже той, при которой количество билетов в продаже равно количеству, которое люди хотят купить. Из-за этого создается дефицит билетов — то есть покупатели хотят приобрести больше билетов, чем продавцы хотят продать. В результате билеты достаются не тем, кто за них больше заплатит, а тем, кто первый придёт в кассу, у кого есть знакомые в театре или много времени, чтобы стоять в очереди. Часто такими людьми оказываются спекулянты, именно потому, что в этом и состоит их заработок — они превращают нерыночный способ распределения благ (очереди, знакомства, везение) в рыночный, при котором блага достаются тем, кто согласен за них больше заплатить.

Спекулянты превращают билеты из очень редких просто в дорогие, что, согласитесь, проще и понятней

Несправедливость тут в том, что рыночное вознаграждение за спектакль получают не его создатели, а спекулянты. Но это поправимо. Театру нужно просто поднять цену билетов на свои спектакли и позволить рынку самому распределять их между зрителями. Если же работники и руководство театра переживают, что небогатые люди не смогут посещать театр, то всегда можно на деньги, дополнительно полученные от продажи, организовать несколько бесплатных спектаклей именно для них (правда, наверняка часть таких бесплатных билетов тут же окажется у спекулянтов).

Важно понимать, что спекулянты не причина, а следствие дефицита, вызываемого природными бедствиями и войнами, некомпетентностью чиновников и многими другими факторами, в которых торговцы совершенно неповинны.

За помощь в подготовке текста благодарим нашего стажёра Анастасию Никушину.

Лучшие площадки для торговли бинарными опционами за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    1 место! Лидер! Лучший брокер бинарных опционов за этот год!
    Идеальный вариант для начинающих — дают бесплатное обучение и демо-счет!
    Заберите свой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий